|
Система оценки планируемых результатов на уроках русского языка и литературы.
|
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими; компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.
Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений учащихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.
Система оценки образовательных достижений обучающихся, должна основываться на понимании результата образования как социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды.
Процедуру, как элемент системы качества в школе, можно определить как своеобразный алгоритм; установленную, образованную последовательность действий, операций и воздействий в отношении факторов и условий, оказывающих влияние на качество образования.
В новой системе оценивания ключевым является критериальный подход. Его применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придаёт им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием. Важным этапом в реализации компетентностного подхода является освоение способов разработки критериев как учителями, так и учащимися.
Приведём в качестве примера урок русского языка(написание диктанта «Душистый табак» по теме: Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. Парный звонкий глухой согласный в середине и на конце слова) во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А. Чуракова).
Для обучения способам формирования совокупности критериев оценки на уроке была применена групповая работа. Учащимся было предложено выбрать из предложенных критериев только те, которые подойдут к написанию диктанта.
Таким образом, в ходе беседы учитель совместно с учащимися вырабатывает критерии оценки к данному диктанту и определена их цена.
Критерии оценивания диктант
Безошибочное написание безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением – 1 балл
Правильное написание буквосочетаний ЖИ-ШИ – 1балл
Правильное написание орфограммы парный звонкий – глухой согласный в середине и на конце слова – 1 балл
Безошибочное написание слов с орфограммой ь - показатель мягкости согласных-1 балл
Правильное написание приставок – 1 балл
Правильное написание предлогов – 1 балл
Правильное оформление предложения – 1 балл
Максимальное количество баллов за диктант составляет 7 баллов.
Критерии оценивания грамматического задания:
Найдена и подчёркнута основа предложения – 1 балл
Выписаны все словосочетания, в которых командует слово-название действия – 2 балла.
Найдено и подчёркнуто предложение, соответствующее схеме – 2 балла.
Максимальное количество баллов за грамматическое задание 5 баллов
За каждый выработанный критерий учащиеся предложили выставить по 1 баллу.
Перед сдачей диктанта учитель предлагает проверить работу. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Критерии оценки диктанта являются опорой для учащихся: по критериям они самостоятельно дают содержательную оценку своей работы и могут количественно оценить степень выполнения работы. Очень часто случается так, что уже на уроке некоторые ученики говорят, что увидели недостатки в своей работе и предлагают качественно доработать её на следующем уроке.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух.
Одной из особенностей организации контроля по чтению является текущий контроль. Он проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Ознакомившись с содержанием программы УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А.Чуракова) большое внимание уделяется выразительному чтению и анализу стихотворений. Поэтому в начале учебного года учитель совместно с учащимися разработали основные критерии оценивания чтения стихотворения наизусть:
 Знание автора
 Название стихотворения
 Выразительность стихотворения
 Точность воспроизведения
 Выполнение задания в срок
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Итого ученик может максимально получить 5 баллов.
В качестве примера приведён урок литературного чтения (проверка домашнего задания) по теме: Почему нам бывает смешно. С.Махотин «Вот так встреча»! В начале урока учащиеся повторяют критерии, по которым будут оценивать выполненное домашнее задание. После ответа ученик оценивает и аргументирует свой ответ и выставляет конечный балл. Остальные учащиеся высказывают мнение о результатах чтения стихотворения ученика, оценивают знания и умения, и на основе этого определяют пути коррекции.
Критериальный подход к оцениванию позволяет выделить элементы работы и оценивать их поэлементно. В данном случае совокупность критериев выступает как алгоритм решения, ориентировочная основа действий. Поэлементный подход к оцениванию помогает также увидеть сильные и слабые стороны выполненной работы. Учащиеся делают для себя выводы: «Это я уже умею», « Это я знаю недостаточно, надо учиться» и т.д. Критериальный подход является основанием для рефлексии своей деятельности: используя разработанные критерии как своеобразный алгоритм, ученик начинает говорить монологически о собственных достижениях, осмысливая результаты своей работы. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, так как оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами.
назад
|